Степного края голоса в Саракташе

В читальном зале центральной районной библиотеки п.Саракташ 23 октября прошла творческая встреча оренбургских писателей со школьниками и студентами нефтегазоразведочного техникума.  

Директор библиотеки Елена Викторовна Катанова представила собравшимся Виталия Митрофановича Молчанова – поэта, директора Областного Дома литераторов, руководителя оренбургского регионального отделения Союза российских писателей. С ним приехали член литературного объединения «Декадент» Александра Половинкина, участница семинара-совещания молодых писателей  «Мы выросли в России – 2019» и широко известный в Оренбурге поэт, участник движения «Другая среда» Сергей Макаров.

Виталий Митрофанович во вступительном слове сказал о том, что он приезжал в наш посёлок весной, когда проходил восьмой фестиваль содружества национальных литератур «Красная гора», и ему приятно вернуться сюда вновь. О литературном фестивале «Степного края голоса» отозвался как о возможности живого общения, дающего шанс для провинциальных авторов быть услышанными.

В.М.Молчанов прочитал стихотворения, вошедшие в книгу «Свѣъ»: «Стрекоза», «Сын» – из цикла «По памяти вдоль…» и «Кандид» из цикла «Посох тяжкий»,  об Оренбургском ксендзе Кандиде Зеленко, известном как «великий нищелюбец» за его бескорыстное служение беднякам. Из лирического сборника «Ни слова о л…» были представлены стихотворения «Дом – как замок, через лужу – ров…», «На белом листочке».

Александра Половинкина молода, ей недавно исполнилось 20 лет, но у неё уже была публикация на страницах солидного издания «Гостиный двор», и совсем недавно вышла первая книга «Нравится страдать», несколько стихотворений из неё были представлены слушателям.

Сергей Макаров, вышедший к микрофону сменить свою молодую коллегу, читал столь эмоционально, артистично, и … (не знаю какой эпитет подобрать), что когда предоставили слово хозяевам встречи, я не решилась выступить, дабы не портить впечатления от строчек «Когда-нибудь, устав от суеты», «Сжимает сердце морозною страстью», «Снежно-белый песок», «Пусти, пусти! Я стану твоим псом…», «Помнишь, город», «Одиночество на полу, как очерченный мелом круг».

Вместо этого свои стихи прочёл старейший саракташский автор Николай Никифорович Докучаев и Наталья Выприцкая, стихи которой известны всем жителям нашего района.

А далее со всех сторон посыпались вопросы:

– Как к Вам приходит вдохновение?

В.Молчанов: – Вдохновение это прекрасно. Бывает, оно приходит, бывает, где-то задерживается. Талант, это слишком мало, есть ещё такое составляющее как труд.

А.Половинкина: – Я не знаю, вдохновение ли это, просто иногда эмоции переполняют, и выливаются в слова. Хочется их быстро записать, а потом слушаешь критику, что-то усваиваешь, и начинается работа внутренней цензуры.

С.Макаров: – Вдохновение – вопрос сложный. Стих складывается из впечатлений от прочитанной книги, от какого-то выражения, от попытки высказаться. Пушкину принадлежит замечательная цитата, что “Вдохновение – это умение приводить себя в рабочее состояние. Но, наверное, для этого надо быть талантливым человеком, потому что мое вдохновение уносит обычно мои мысли прочь от работы».

В литературе важна каждая нота, как в музыке, должна быть гармония. Пушкин и Маяковский бесконечно правили свои  тексты, чтобы донести до читателя высшую мысль. Маяковского вначале захватывал ритм, который потом облачался в слова. Я все свои стихи правлю в процессе написания. Если что-то уже напечатано, то вносить правки уже бесполезно. Так можно получить десятки вариантов одного стихотворения в разных изданиях.

– С какого возраста Вы начали писать?

А.Половинкина: Где-то в 12-летнем возрасте, когда начиналась первая детская влюблённость. В 10 лет я ещё ничего о поэзии не знала, теории не хватало. Серьёзно я начала писать год-полтора назад.

В.Молчанов: Я вообще ничего не писал, я говорил. Мама записывала за мной. В жизни бывают такие периоды, когда вообще ничего не пишется. На фестиваль «Красная гора» в Саракташе приезжал Ян Бруштейн, прекрасный поэт, член союза российских писателей и Русского ПЕН-центра, автор семи поэтических книг и более семидесяти публикаций в толстых журналах. Так вот, он молчал 20 лет. Ну, как молчал? Писал конечно, но не издавался. Наше поколение вошло во взрослую жизнь в период перестройки. Было не до поэзии, надо было содержать семью, кем он только не работал, а сейчас один из самых известных поэтов и в России и за рубежом.

С.Макаров: В школе, как и многие, писал о любви, исписал несколько тетрадок, хватило бы на несколько томов. До 20-25 лет писал в стол. Потом попал в «Другую среду», и… Принцип проекта прост – мы приобщаем людей к поэзии. Надо писать больше. Это как плавать.

– В Вашей творческой жизни было стихотворение с необычной историей создания?

С.Макаров: Был поэт Велимир Хлебников, который для более яркого выражения своих мыслей занимался изобретением новых слов. Но я ничего не изобретаю, пользуюсь теми словами, что уже есть. Однажды записал несколько строчек на манжетах рубашки, чтобы не забыть, но это скорее позёрство. Много на телефон записывал в юном возрасте.

А.Половинкина: Когда человек грустит, он сублимирует свои чувства, и как способ избавиться от негатива выбирает написание стихов. Когда всё хорошо, все веселы и здоровы, ничего не пишется. Вывод – стихи пишут невротики (шутка).

Было ещё много вопросов, чувствовалось, что молодёжь и впрямь интересуется поэзией, творчеством. Среди присутствующих была одна девочка из 9 класса Воздвиженской СОШ Элиза Мельникова, которую подружки Евгения Еткова и Аида Акубаева назвали поэтом. Сама Элиза скромничала и говорила, что ничего особенного не делает, просто описывает то, что видит, а получается складно.

В заключение встречи Виталий Митрофанович Молчанов посоветовал возродить в Саракташе литературное объединение, которое было когда-то, и пообещал всяческое содействие людям, которые будут заниматься расширением литературного пространства в районе.

Ирина Любенкова, Саракташ

Фото автора

Делились

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *