Какая она, Барселона? Часть 3

Часть 3. Ландшафтные откровения в Барселоне

Автор Юрий Полуэктов

Путешествуя по городам и весям, я стараюсь попасть в места интересные именно осмотром окрестных ландшафтов. Одно из них – гора Монжуик.

Восхождение на её вершину мы начали с площади Испании, некогда места публичных казней. Сейчас в центре установлен фонтан работы Ж. Жужоля, и ничто не напоминает туристам о виселицах, «украшавших» эту трагическую территорию. Напротив арены установлены две высокие колокольни, срисованные с венецианской колокольни св. Марка. В 1929 году это были ворота Всемирной выставки, за которыми располагались павильоны, а ныне это фактически парадный вход на Монжуик, куда мы и направились.

Вид на памятник Колумбу с горы Монжуик.

Проспект, ведущий к Национальному музею искусства Каталонии, я бы назвал проспектом Фонтанов. Здесь работают Волшебный фонтан с музыкой и подсветкой, большие каскады, ступенями сбегающие от Национального музея в сторону площади Испании до Волшебного фонтана. По обеим сторонам проспекта построены бассейны, из которых во время включения всего ансамбля фонтанов тоже  бьют водяные струи. Представления с фонтанами начались с открытием Всемирной выставки в 1929 году, а в 1992 году, перед другим всемирным событием – Олимпиадой, комплекс реконструировали. Фонтанным зрелищем управляли 20 человек, сейчас все переключения осуществляет автоматика.

Каменные “идолы” Монсеррата.

Мы, конечно, полюбовались шоу. Это было первое представление дня, в светлое время подсветка не работала. Сначала включились небольшие, словно серебристые кустарники, фонтанчики на стенах, обрамляющих верхние большие каскады, потом из боковых бассейнов на пути от площади Испании к Большому фонтану выросли стройными рядами белые кипарисы, следом уже перед музеем над каскадами взметнулись свои колонновидные акценты и, наконец, начал просыпаться главный фонтан. Включилась музыка, струи словно оживились, затанцевали, догоняя мелодию, менялись высота извержений и рисунок танца: весь проспект фонтанировал!

Вокруг Национального музея есть несколько хороших смотровых площадок, откуда я и фотографировал город. Здесь не самая вершинная точка горы Монжуик, кстати, самой высокой в Испании, но достаточно тяжело достижимая, и мы готовы были обласкать эскалаторы, выручавшие натруженные ноги.

Гора Монжуик – это практически сплошная зелёная зона, которая начинается за Национальным музеем садами Жоана Марагаля и тянется до замка Монжуик. Сады Марагаля, наполненные скульптурами, прудами, фонтанами и цветами, строги и изысканы, как и полагается королевской резиденции в Барселоне. Нам повезло: никого из членов монаршей семьи не было, и в их отсутствие мы с удовольствием представили себя гостями первого лица Испании. Расстояние до замка прошли пешком, любуясь садами, скверами и видами городской перспективы, периодически возникающими в прогалах весенней зелени. На вершину  поднялись на фуникулёре, и было это весьма зрелищное и полезное – энергосберегающее предприятие.

История замка Монжуик начинается с 1640 года. В восемнадцатом веке крепость была перестроена и укреплена, что, впрочем, не помешало Наполеону её захватить. Здесь после победы генерала Франко был казнён Луис Компанис. Пока это единственный в Европе демократически избранный президент республики, которого расстреляли.  Каталонцы свободолюбивы, история региона – это история борьбы за независимость, за сохранение каталонского языка, в которую вписаны многие и славные, и трагические страницы. Барселона до сих пор политизирована: каталонские флаги можно видеть на стенах, балконах; даже на уличных прилавках они – привычная повседневность.

***

Ещё одну ландшафтную достопримечательность, расположенную в пригороде Барселоны, горный массив и монастырь Монсеррат мы посетили в составе туристической группы.  Горы пленили сразу и окончательно. Монастырь, построенный на высоте 725 метров у скальной стены, смотрелся живо и органично. Сейчас эта бенедиктинская обитель центр паломничества католиков всего мира и любимое место туристов оттуда же.

Время групповой экскурсии ограничено (это очевидный и непреодолимый недостаток организованных туров), мы успели осмотреть только монастырский храм. Называется он базилика Девы Марии Монсерратской. Западный фасад украшен скульптурами Христа и апостолов, внутреннее убранство богато отделано золотом, серебром, над алтарём в окне видна главная святыня – чудотворная скульптура Богоматери. Скульптура сделана из дерева и именуется «Чёрная мадонна». Каталонцы свою мадонну на родном языке ласково зовут «Смугляночка». Чтобы приложиться к ней, нужно отстоять многочасовую очередь.

Вид на монастырь Монсеррат.

Невозможно быть на Монсеррате и не познакомиться ближе с его удивительными скалами. Больше тысячи их собрались в одном невеликом пространстве размером всего-то десять на пять километров.

Мистическая красота природных известняковых изваяний завораживала. Длинные вертикальные скалы, выставленные вокруг монастыря казались молчаливыми фигурами существ из мира марсианского, а, может быть, потустороннего. Им не положено ступить в храм, и они столпились вокруг него в надежде на чудо отпущения грехов своих тайных. И некому посочувствовать каменным болванам, потому как даже птицы не дотягивают до их макушки.

Это видение несомненно обозначалось в разгорячённых мозгах иноземных романтиков, преодолевших тысячи километров,  чтобы изведать каталонского колорита. Местные же стоики, первыми отметившие скульптурность природных памятников, присвоили некоторым из них весьма разнообразные, не всегда романтические прозвища: Брюхо епископа, Хобот слона, Мумия, Верблюд, но и Перст Божий.

Рядом с монастырём стоит здание вокзала зубчатой железной дороги, которая, преодолевая уклон в 60 градусов, увозит желающих от монастыря на более высокие уровни. Два вагона непрерывно курсируют вверх и вниз, разъезжаясь на развязке  посередине трассы. Несмотря на недостаток  времени, мы всё же поднялись на верхний уровень, и я, оставив жену у выхода из Кремальеры, лёгкой рысцой поспешил по горной тропе всё выше и выше к окатанным временем вершинам. И чем выше я поднимался, тем более впечатляющими становились ландшафты, особенно виды на монастырь с высоты, казалось, на самом деле превышавшей птичий потенциал. Час я рвался к самой высокой точке и почти добился своего, но вынужден был развернуться. Обратно скатился за двенадцать минут.

Есть около монастыря и специальные оборудованные пешеходные маршруты (Путь молитв, Путь Крестного хода), по которым мы бы прошли, будь мы туристами-одиночками.

 

***

Любое, даже самое интересное, путешествие на подходе к концу слегка утомляет. В заключительный день эмоции уже не подстёгивали, недавнее напористое возбуждение отступило перед вялой усталостью и дорожным предчувствием. Несколько утренних часов до отъезда в аэропорт мы отдали прогулке по побережью, прошлись по Вилла олимпика – олимпийской деревне, построенной к играм 1992 года, вдохнули весеннего бриза, посидели в приморском парке.

Чтобы олимпийцы не заскучали, в районе были возведены многочисленные артобъекты. Деньги освоили немалые. Скульптуры стоят и поныне, вызывая в зрителях то раздражение, то недоумение, то саркастические и даже язвительные комментарии, то восторг. Первое, что мы увидели, выйдя из метро, был прямоугольный лист из нержавейки с вырезанными четырьмя отверстиями, этакая маска-лицо. В начальных классах мы с одноклассниками похожим образом издевались над тетрадным листом, играя в привидение. Туловища нет, зато есть три кривые ноги длиной 18 метров каждая. Можно даже не пытаться угадать название творения, автор же – Антони Льена решил, что это «Давид и Голиаф».

Скульптура “Давид и Голиаф”.

Непонятная скульптура-привидение, да ещё и с ничего не разъясняющим названием, видимо, вызывает у прохожих самые разные ассоциации, но они наверняка ничего общего с ассоциациями автора не имеют. Антони Льена утверждал, что, создавая скульптуру, он думал о неизвестно куда унесённом населении снесённого квартала Соморосстро.

Когда-то здесь был криминальный ад, в кипучих котлах которого варилось 18000 человек, но в 1996 году к приезду в Барселону генерала Франко его сравняли с землёй, а впоследствии построили жильё для олимпийцев. Колышется на ветру лицо-змей, ждёт урагана, чтобы птицей улететь к небесам, как улетела память о ютившихся здесь криминально ориентированных лицах. Ещё белое стальное лицо должно напоминать о драных простынях, вывешенных для просушки на крохотных местных балкончиках, то ли удручавших, то ли вдохновлявших автора. Из солидарности с Льена я вспомнил о постельном белье, которое так же беспардонно свешивалось с балконов пятиэтажек в родном Оренбурге примерно в это же время.

Так кто же пред нами? Если металлоконструкция это Давид или даже, судя по размерам, Голиаф, то при чём здесь воздушный змей и старые простыни? Скорее всего, автору просто понравилось очевидное и непритязательное название. Он думать не думал о дотошных зрителях, которым потом пришлось разжёвывать ассоциации. Тяжко живётся сюрреалистам (и не только барселонским) бок о бок с реальностью, не каждому дано перетереть глыбу художественного наития в пыль всеобщего понимания

К моему удовольствию «Давид и Голиаф» оказались на удивление фотогеничными.

На набережной нас поджидал ещё один образец современного искусства –  гигантская композиция «Рыба». Френк Гэри, хоть и не следовал канонам реализма, но и в сюрреалистические дебри далеко не забрёл. Думаю, никто не скажет, что скульптура совсем не напоминает популярных водных животных. Гигантской стальной рыбище высотой 35 и длиной 56 метров тоже не чужды ассоциативные смыслы. Автор считал, что именно рыба является символом движения в архитектуре. Понятно, что символом своеобразным. Отливающая золотом безголовая и бесхвостая махина отлично смотрится на фотографиях морского побережья.

Скульптура “Рыба”.

На прощание в парке около Олимпийского порта у меня решила сфотографироваться группа попугаев, крупнее обитавших в парке Жоана Миро раза в три. Амазоны, только какой вид из многих, не скажу. Попугаи увлечённо лакомились бутонами набиравших цвет кустарников и почти не обращали на меня внимания. Получилось логично. Если путешествие началось со знакомства с толстоклювыми птицами, то и завершиться должно встречей с ними же.

Делились

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *